kinokadry.com

В компании КиноКадроВ!

Май 29, 2017
От: furo


Опубликовано: Февраль 14, 2012

Ханжонков - родоначальник русского кино

 
Долгое время считалось, что кино в России началось лишь в двадцатые годы XX века. Между тем оно появилось здесь гораздо раньше и своим рождением обязано русскому предпринимателю Александру Ханжонкову.

Александр Алексеевич Ханжонков родился в конце 1877 года в небольшом имении в деревне Ханжоновка, расположенной неподалеку от Новочеркасска, в Области войска Донского. Отец Ханжонкова был небогатым помещиком, всю жизнь прослужившим в одном из казачьих полков. Продолжая семейную традицию, Александр после окончания гимназии поступил в юнкерское училище. Закончив его с блестящими характеристиками, он начинает служить подхорунжим в привилегированном казачьем полку, расквартированном в Москве. В то время ему было всего двадцать лет. Не прошло и года, как он получает офицерский чин и становится самым молодым офицером в истории своего полка. Казалось бы, столь блистательное начало должно было стать залогом прекрасной военной карьеры. Но уже через шесть лет Ханжонков подает в отставку.

Это решение он принял после того, как познакомился с сыном известного московского предпринимателя Э.Ошем. Тот работал в московском представительстве фирмы Патэ и рассказал Ханжонкову о больших доходах, которые приносит в России торговля кинооборудованием. Новый вид предпринимательству был выгоден и тем, что не требовал больших начальных капиталовложений.

Никакого состояния у Ханжонкова не было, он мог располагать лишь теми несколькими тысячами рублей, которые получал каждый офицер, выходя в отставку. Оставалось только рискнуть.

В 1906 году Ханжонков выходит в отставку и совместно с Ошем основывает в Москве небольшую торгово-комиссионную фирму. Основными пайщиками становятся сам Ханжонков и Ош, которому отец выделил для этой цели десять тысяч рублей.

Начинающие предприниматели стали первыми поставщиками в Россию новейшей киносъемочной и проекционной аппаратуры, а также кинофильмов, которые они покупали в основном во Франции.

Через некоторое время Ханжонков предложил закупать фильмы и в других странах, однако Ош, как представитель фирмы Патэ, был против. Тогда Александр решился на рискованный шаг: разорвал контракт с Ошем, взял в банке кредит и отправился в Англию. Там ему удалось заключить договор о сотрудничестве с фирмой «Гепфорд», заинтересованной в проникновении на русский рынок. Условия контракта были очень выгодными: Ханжонков получал право торговать картинами по образцам, получая их из англии без всякой предоплаты.

Он становится первым торговым представителем английской кинофирмы в России и начинает продавать еще не известные русской публике картины. Дела пошли успешно, и вскоре Ханжонков не только вернул кредиты, но и открыл собственную контору в Москве.

Интересно, что основным финансовым партнером Ханжонкова в это время стала русская православная церковь. В московском подворье Саввино-Сторожевского монастыря Ханжонкову бесплатно предоставили помещение, где разместился склад и специальный просмотровый зал.

Английские кинокартины пользовались таким большим успехом у зрителей, что уже через год Ханжонков открыл филиалы своей фирмы в шести городах России, включая Петербург, Киев и Ростов. Одним из первых он начал продавать так называемые поющие фильмы — комбинацию кинопленки и грампластинки. Их показывали с помощью специального аппарата, состоящего из комбинации проектора и граммофона, которые работали от общего привода.

Ханжонков постоянно совершенствовал Дело и первым в России стал копировать получаемые из-за границы фильмы.

Инженер П.Сиверсен, который переходит к Ханжонкову из представительства французской фирмы «Гомон», разработал конструкцию экономичного кинокопировального аппарата. Его производительность оказалась в полтора раза выше аналогичных зарубежных образцов.

Построенный в Москве первый в России кинокопировальный цех давал значительную прибыль, и Ханжонков решил заняться собственным кинопроизводством. Летом 1908 года Сиверсен снял первый русский видовой фильм о жизни и обычаях горцев Северного Кавказа.

Однако русский зритель еще не был готов к восприятию хроникального кино, и Ханжонков решил снимать игровые картины. Это оказалось непростым делом прежде всего потому, что театральные актеры наотрез отказывались сниматься в кино: оно представлялось им какой-то чертовщиной. Наконец в труппе Введенского народного дома Ханжонков нашел единомышленников.

Среди них был малоизвестный в то время актер, будущая звезда американского и немецкого кино Иван Мозжухин. Ханжонков снял несколько фильмов с участием Мозжухина. Первой из них стала лента «Песня про купца Калашникова», которая сразу же завоевала популярность у зрителей.

В 1908 году Ханжонков выпустил две большие картины — «Выбор царской невесты» и « Русская свадьба в XVI веке ». После их успешного проката он построил в московском районе Сокольники специальное киноателье — первый в России киносъемочный павильон.

Одновременно с игровыми картинами Ханжонков выпускал и хроникальные ленты. Когда в газетах появилось сообщение о сильном землетрясении в итальянском городе Мессина, он договорился с фирмой «Итала-фильм» и отправил на место катастрофы своего кинооператора.

Уже через несколько дней в Москву были доставлены снятые им киноматериалы, из которых Ханжонков смонтировал один из первых в истории выпусков кинохроники. Картина о мессинском землетрясении была показана не только в России, но и во Франции. Она стала первой русской кинолентой, которую увидели европейские зрители.

Со временем Ханжонков организовал в России и собственную сеть кинотеатров. Так, в Москве на Триумфальной площади он построил кинотеатр на семьсот пятьдесят зрителей, равного которому еще нигде не было.

В августе 1913 года там состоялась премьера первой исторической киноленты «Ермак Тимофеевич». Показ сопровождался специально написанной музыкой, которую исполнял симфонический оркестр. Картина была поставлена режиссером В.М.Гончаровым, с которым Ханжонков снял также первую в истории кинематографа полнометражную ленту «Оборона Севастополя». В ней сочетались натурные съемки с игровыми эпизодами.

В дни празднования 300-летия дома Романовых Ханжонков был награжден орденом св. Станислава. Это было первым признанием его вклада в русскую культуру.

С началом первой мировой войны фирма Ханжонкова потеряла зарубежных поставщиков. Но это никак не сказалось на ее обороте: все необходимое оборудование, за исключением кинопленки, уже производилось на отечественных заводах. Ханжонков продолжает снимать фильмы, в том числе и мультипликационные. В те годы у него работали многие известные актеры — В.Полонский, В.Холодная и другие.

Дела фирмы шли все лучше и лучше. В Москве строится второе киноателье — на Житной улице. К тому времени у Ханжонкова обостряется болезнь ног, и врачи советуют ему сменить климат. Он перебирается в Ялту, где уже была построена киностудия. Там его и застает Февральская революция 1917 года.

Ханжонков спокойно воспринял крушение монархии, понимая, что его искусство будет пользоваться спросом при любой власти. Но вскоре фирма оказалась на грани краха. Распались налаженные торговые связи, стало невозможно получать из-за границы кинопленку. Несколько месяцев студия держалась на запасах, но вскоре и они закончились. В 1919 году Ханжонков объявил о прекращении производства фильмов и, выплатив сотрудникам причитающиеся деньги, выехал для лечения в Германию.

Сначала он лечился в одном из санаториев в Бадене, а потом перебрался в Австрию, гдеснял виллу под Веной. Там он попытался наладить работу по исследованию звукозаписи, но денег на это не хватало.

Из Австрии Ханжонков перебрался в Берлин, где некоторое время был консультантом в различных кинокомпаниях. Там в 1923 году его разыскали представители только что созданного в СССР общества «Русь-фильм».

Вернувшись в СССР, Ханжонков около десяти лет проработал консультантом в «Русь-фильме», а затем и в «Пролеткино» (Пролетарское кино). Но работать в условиях жесткой цензуры Ханжонков не привык, она сковывала его инициативу, мешала творчеству.

Здоровье его снова ухудшилось, и он опять перебрался в Ялту. Там Ханжонков написал книгу мемуаров «Первые годы русской кинематографии». В 1934 году он стал одним из первых персональных пенсионеров.

Александр Ханжонков скончался в 1945 году. С тех пор его имя было практически забыто, и только в 90-е годы в Москве был открыт Дом Ханжонкова и учреждена премия его имени.
 




« Вернуться