kinokadry.com

В компании КиноКадроВ!

Сентябрь 26, 2017
От: zdn


Опубликовано: Сентябрь 16, 2010

Классики кино 

   И фильмы, затронутые мной, различны по своему значению. И статьи о них разнообразны: от краткого отзыва на двух-трех страницах до длинной статьи, претендующей на полноту, доказательность, подробность и даже на некоторые обобщения. Не мне судить, сколь я в этих доказательствах и обобщениях преуспел, но подобные цели я порой перед собой дерзновенно ставил.

Форма развернутой рецензии позволяет критику сказать и о создателях фильма. В киноискусстве художников много, их функции порой переплетаются. В моих статьях можно найти характеристики и оценки актеров, и драматургов, и операторов, и художников, и даже композиторов. Однако центральное место займут, разумеется, режиссеры. Именно они, режиссеры, по моему глубокому убеждению, являются авторами фильмов, определяющими его художественные особенности и объединяющими вклад всех остальных, порой многочисленных, ярких и несхожих участников съемок. В книге затронуто творчество Эйзенштейна, Пудовкина, Довженко, Петрова, Савченко, Эрмлера, Юткевича, Калатозова, Донского, Райзмана, Чухрая, Кулиджанова, Тарковского, Иоселиани, Шукшина и многих других мастеров. Из зарубежных-Карие, Фернандеса, Де Сики, Феллини, Бергмана, Ку раса вы и некоторых других французских, итальянских, японских, американских, немецких режиссеров. Раздел зарубежных фильмов не может, конечно, претендовать даже на самые скромные обобщения. Разве что веяние духа, отдельные черты стилистики и некоторые тенденции иностранных кинематографий могут быть нащупаны читателем.

Другое дело - советский раздел. Он включает статьи и о шедеврах немого кино (написанные к их юбилейным датам) и характеристики заметных произведений 30-х годов, когда я начинал свою работу. О фильмах военных лет - только одна статья: я был на фронте. Начиная уже с 1946 года по сию пору я писал довольно регулярно, и общий ход отечественного киноискусства может быть ощущен. Наибольшее внимание было уделено русским фильмам, но и многонациональный характер нашего киноискусства отразился в статьях об украинских, армянских, белорусских, литовских, грузинских картинах.

Многие статьи содержат размышления о развитии выразительных средств самого молодого из искусств: о силе звучащего слова и музыки, органически слившейся с изображением, об опытах стереоскопии, об освоении цвета. Почти все они писались под свежими впечатлениями от новых преобразований кино. Большинство статей - хвалебны. И это не только одно из качеств (чуть не сказал - одна из слабостей) нашей критики. Приятнее и плодотворнее писать о том. что любишь, что радует, обогащает. Но можно найти немало слов о недостатках, есть и сердитое ворчание и даже резкое, категорическое неприятие фильма в целом или его отдельных сторон. Критик хвалящий - если он искренен - всегда прав. Его оправдывает любовь к искусству и его творцам. Прав ли критик осуждающий - сказать труднее. Кто рассудит его с несогласными?

Скажу только, что на долгом своем пути мне приходилось и краснеть за похвалы, высказанные необдуманно, поспешно, даже конъюнктурно. Приходилось и горестно угрызаться за резкость и произвольность замечаний. Статьи с ошибочными оценками я. разумеется, старался в книгу не включать. Но за бесспорность и окончательность включенных суждений ручаться не смею. Ручаюсь за их искренность и доброжелательность.






Скрыть комментарии (0)


Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.


« Вернуться