kinokadry.com

В компании КиноКадроВ!

Ноябрь 22, 2017
От: zdn


Опубликовано: Сентябрь 21, 2010

Начало работы над фильмом  «Мать»

   Вместе с талантливым кинодраматургом Натаном Зархи Пудовкин верно оценил соотношение выразительных возможностей литературы и немого кино, лишенного звучащего слова. Повествовательное богатство горьковской прозы должно было быть кинематографически переосмыслено, перевоплощено. Вместить в рамки фильма всю ширь, все многообразие повести невозможно. Поэтому, строго ограничивая материал, пришлось отказаться от некоторых сюжетных линий, от многих описательных страниц. Утверждая кино как искусство драматическое, Зархи и Пудовкин драматизировали линию Ниловны, ввели мотив трагической вины — невольного предательства матерью Павла, чтобы приход матери к революции происходил через разрешение драматического конфликта, через ломку характера, рождение нового мировоззрения. Для драматизации атмосферы рабочей окраины была развита линия отца. Изменен финал фильма.

Авторы сознательно отказались от простого иллюстрирования повести, они стремились переводить образы на кинематографический язык, находя идеям Горького зримое, экранное выражение.

Сила и правда человеческих образов Горького потребовали от Пудовкина уделить основное внимание актерскому искусству создания характеров. И он сделал решительный, для тех времен дерзкий шаг. пригласив для исполнения главных ролей актеров Московского Художественного театра Веру Барановскую и Николая Баталова. Вопреки тогдашним распрям между кино и театром Пудовкин понял, что реалистический метод Станиславского, актерская школа, построенная на глубоком проникновении в психологию, позволят и в немом кино показать человеческие судьбы, становление характеров, духовный мир русских революционных рабочих. И актеры, перенесенные волей режиссера в реальную обстановку рабочей окраины, заводского двора, трактира, тюрьмы, городских улиц, как бы зажили реальной жизнью обитателей рабочей слободы. Ни тени наигрыша, ни одного испытанного актерского штриха. Смелый, прямодушный Павел глядел в будущее широко раскрытыми, ясными глазами. Его белозубая улыбка сияла жизнерадостностью, добротой, а гнев и презрение зажигали в глазах темное пламя. Барановская, невысокая, стройная, изящная, даже в самых трудных и унизительных ситуациях нашла в Ниловне женское достоинство. Это позволило ей сыграть финальные кадры мощно, героически, мажорно. Оба характера получились истинно русскими, широкими, открытыми, истинно рабочими, справедливыми, твердыми. Такого сложного, возвышенного и правдивого изображения рабочих мировое кино не знало, да и теперь достигает не часто.

Так слились в этом фильме великие реалистические традиции литературы, театра и живописи. Но чудо искусства в том, что живые, отчетливо ощутимые традиции старших искусств не сделали фильм ученическим переложением испытанных приемов, не сделали его ни литературным, ни театральным, ни живописным. Фильм кинематографичен в лучшем, чистом, высоком смысле этого слова. Это шедевр кинематографического творчества, энциклопедия кинематографического мастерства, одна из вершин социалистического реализма в киноискусстве. Могучий талант Пудовкина поднялся вровень с талантами Горького и мхатовских актеров, вовлекая в свою орбиту и великих прославленных корифеев старших искусств, и безвестных молодых кинематографистов всех профессий, и даже просто рядовых людей, одаренных выразительной внешностью и правдой переживания.

С удивительным мастерством подобрали Пудовкин и его режиссер-ассистент Михаил Доллер исполнителей второстепенных и эпизодических ролей. Огромного, могучего, но нравственно сломленного, утопившего в водке и гордость и человечность отца Власова сыграл товарищ Пудовкина по кулешовской мастерской А. Чистяков. Красивый, голубоглазый И. Коваль-Самборский сразу завоевал симпатии в роли молодого рабочего Весовщико-ва. Сам Пудовкин показал злобного и трусливого, мучимого комплексами жандармского офицера.






Скрыть комментарии (0)


Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.


« Вернуться