kinokadry.com

В компании КиноКадроВ!

Сентябрь 26, 2017
От: marina51


Опубликовано: Январь 24, 2011

«Богдан Хмельницкий» - народная эпопея

   Героические события освободительной войны украинского народа против польско-литовских захватчиков за воссоединение с братским великим русским народом - тема и материал фильма.

Воспользовавшись татарским нашествием, литовские захватчики отторгли Украину от русских земель. В середине XVI века Польша и Литва объединились в одно государство - Речь Посполитую, а Украина перешла во власть польских панов. Политика панов была хитра. Она состояла в активной колонизации украинского народа по линии общественной, культурной и религиозной. Было создано сословие «реестровых» казаков, пользовавшихся почти что правами шляхты и всячески приближавшихся к польскому двору. Украинский язык подвергался гонениям и заменялся искусственно внедрявшимся польским. Даже церковь Украины была подчинена католическому папе.

Украинцам не давалось никакого равноправия. «Хлопы», «голота» закрепощались, сводились до положения рабов. Народ разоряли, угнетали, подвергали издевательствам, унижению, панскому произволу.

Свободолюбивый украинский народ не мог терпеть иноземного ига. Начиная с конца XVI века народные восстания вспыхивают непрерывной чередой. Косинский, Лобода, Наливайко, Жмайло, Тарас Трясило, Сулима, Павлюк, Остраница и Гуня - имена вождей восставшего народа.

В 1648 году, тотчас по избрании его гетманом, во главе народного восстания стал Зиновий (Богдан) Хмельницкий. Всесторонне образованный, знавший много языков, новый гетман оказался тонким дипломатом и талантливым полководцем. Обеспечив тыл договором с крымским ханом, опираясь на поддержку русского народа, Богдан Хмельницкий собрал могучее войско и двинул его на поляков. Воины стекались со всех сторон. Запорожцы, казаки под командой полковника Богуна, партизанские отряды, «загоны» крестьян правобережной Украины под командой Максима Кривоноса. Угнетенный литовцами белорусский народ поддержал Хмельницкого восстаниями Гаркуши, Хриська, Небабы.

Хмельницкий разбил под Желтыми водами и Корсуном коронного гетмана Потоцкого. Потом на Волыни, в Галиции - армию польского короля. Обман побежденных, не выполнивших условий мирного договора, предательство хана, взявшего Хмельницкого в плен, чуть было не лишили украинский народ его завоеваний. В 1654 году Богдан Хмельницкий соединил судьбы Украины с судьбами русского народа. Русские войска завершили войну, и Украина присоединилась к России.

Таково вкратце содержание событий 1569-1667 годов, представляющих собой борьбу украинского народа против Речи Посполитой за воссоединение с братским русским народом. Автор сценария «Богдан Хмельницкий» Александр Корнейчук правильно оценил политическую актуальность этих героических событий прошлого для нашего времени - эпохи окончательного освобождения и объединения украинского народа.

Сценарист ограничил время действия самым кипучим и плодотворным периодом деятельности Богдана Хмельницкого - 1648 годом - годом .разгрома войск Стефана и Николая Потоцких у Желтых вод и у замка Корсун. В сценарии достаточно широко и полно показаны и взаимоотношения с крымским ханом, и собирание украинского войска, и решающие бои. Слабее освещена поддержка Хмельницкого русским народом, не носившая, правда, в 1648 году активного характера.

Не будем повторять здесь замечаний критики о некоторой тяжеловесности и рыхлости сценария, вместившего огромный материал. Несмотря на большое число событий и еще большее количество действующих лиц, органическая спаянность событий между собой и яркая обрисовка драматических характеров в сценарии позволили режиссеру умелым построением эпизодов и монтажом сделать фильм стройным и динамичным.

Эпическая природа сценария проявляется и в масштабах происходящих событий, и в широком, несколько замедленном ритме, и в массовости, и в особой организации взаимоотношений действующих лиц.

В «Богдане Хмельницком» происходит столкновение двух национальностей, двух государственных систем, двух культур. Поэтому каждый герой фильма - Хмельницкий, Кривонос, Мурза Тугай-бей, Потоцкие, Лизогуб - является как бы вершиной, как бы вожаком большой группы действующих лиц. Группу Хмельницкого составляют полковники, казаки, запорожцы; группу Потоцких - шляхта, иезуиты, польские рыцари; группу Кривоноса - украинские крестьяне; группу предателя Лизогуба - несколько шпионов, изменников, перебежчиков из среды «реестрового» казачества.

На столкновении этих групп строится действие эпопеи. Так строились сюжеты большинства эпических произведений.

Если проследить драматическую борьбу между основными группами героев «Богдана Хмельницкого», можно четко определить основные ее этапы. Например, главная линия - Хмельницкий - Потоцкие. Экспозиция - в лагере Хмельницкого и в костеле замка Корсун. Завязка - Рада. Кульминация - взятие Корсуна. Развязка - пир.

Или борьба между группой предателей и Хмельницким. Экспозиция - сговор предателей перед Радой, монолог Лизогуба с гетманской булавой. Завязка - рассказ Лизогуба о сне. Кульминация - гонец в стан Потоцкого и его смерть от руки рыцаря Чаплинского. Развязка - сцена с медальоном.

Сюжетные линии этих групп переплетаются между собой, а также с второстепенными сюжетными линиями - судьбами отдельных героев, составляющими как-бы отдельные новеллы в общей композиции эпопеи. Такими новеллами являются: трагическая смерть казака Тура, гибнущего в лагере Потоцкого за народное дело, судьба дьяка Гаврилы, судьба казака Шайтана и его сына, богатыря Довбни, история любви Богдана Хмельницкого к красавице Гелене Чаплинской, предающей своего мужа. Эти вставные новеллы сюжетно целостны и самоценны, но не изолированы от общего хода действия. Так, смерть Тура решает бой у Желтых вод, смерть Гаврилы решает любовные отношения Хмельницкого и Гелены и исход борьбы Хмельницкого с предателями.

Я нарочно углубился в формальный структурный разбор сюжета и композиции «Богдана Хмельницкого», чтобы подчеркнуть несколько положений: 1) киноэпопея отнюдь не является бессюжетным произведением, но сюжет ее гораздо сложнее драматического, так как включает несколько конфликтов, несколько линий, много человеческих судеб и характеров, событий; 2) киноэпопея отнюдь не исключает изображения человеческих судеб и характеров, она лишь уделяет им меньшее место по сравнению с обрисовкой больших исторических событий; 3) герои киноэпопеи выступают не самостоятельно, а в группе действующих лиц, которая в свою очередь представляет целую социальную прослойку, национальность и т. д.; 4) природа кино прекрасно позволяет применять эпическое построение сюжетов (чего обычно не позволяет театр); 5) в анализе эпических сюжетов не нужно руководиться законами драматической композиции, как иногда делают у нас. Нужно исследовать природу киноэпической композиции, опираясь не на театр (как в анализе кинодрам), а на роман и эпическую поэму.

В эпичности, в возможности широкого охвата больших событий - специфика кинематографических структур.

Тяжеловесность и рыхлость сценария Корнейчука обусловлена не многолинейностью сюжета и не количеством действующих лиц, - это признаки жанра, а не недостатки. Недостатки сценария заключались в растянутости некоторых сцен (особенно экспозиционных) и порой в несколько бледных характеристиках некоторых героев (Чаплинский, Богун, Опанас, русские послы). Эти недостатки не были органическими пороками. Они были частично исправлены в процессе постановки: растянутые сцены сократил режиссер, неяркие характеры в большинстве случаев шире и красочней разработали актеры.

Поэтому «Богдан Хмельницкий» - блестящий образец киноэпопеи на ее новом реалистическом этапе. Структура сюжета, композиция и образы фильма полноценны. Сценарий открыл богатые возможности перед режиссером, художником, композитором, оператором, актерами.

Фильм-эпопея
Работа оператора Екельчика в фильме «Богдан Хмельницкий»
Народная эпопея «Богдан Хмельницкий»
Игорь Савченко
Народная эпопея ( «Богдан Хмельницкий» Игоря Савченко )

 






Скрыть комментарии (0)


Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.


« Вернуться