kinokadry.com

В компании КиноКадроВ!

Ноябрь 20, 2017
От: marina51


Опубликовано: Февраль 1, 2011

Фильм «Великий воин Албании Скандербег» Сергея Юткевича -  продолжение рецензии

   Живые краски эпоса

   Памятник герою, не умирающему в сердце народа! Не этим ли можно кратко охарактеризовать задачу, стоявшую перед артистом Акакием Хоравой? Задача сложная, требующая возвышенных, обобщенных, героических средств. Хорава решил эту задачу с большим благородством и строгостью.

Актеру было трудно. То, что «оживляет» образ,- бытовые черточки, мягкий юмор, простые человеческие чувства - отсутствовало в замыслах сценариста, режиссера. В тексте роли Скандербега настойчиво проведена мысль о единстве страстей, мыслей, чаяний и поступков героя, подчиненности их одной, целиком владеющей героем идеи - разбить турок.

Кормилица плачет над трупом сына, но Скандербег призывает ее забыть личное горе: надо разбить турок. Прекрасная девушка зовет его полюбоваться родными холмами, но он не видит ни прелести природы, ни восторженных, преданных глаз красавицы: из-за холмов приходят турки - их надо разбить. Любимая жена, мать его сына, в тихое праздничное утро спрашивает: помнит ли он, что за день сегодня, что было семнадцать лет назад? Скандербег пытается угадать: в этот день он разбил турок? Нет, сегодня день их свадьбы! И лицо Скандербега, едва осветившееся улыбкой нежности, снова становится суровым - он думает о турках.

Что ни говорите, это трудно сыграть! И Хорава справляется с этой трудностью потому, что не старается «оживить» роль, а находит прекрасное в ее страстной прямолинейности. Его жесты величественны, выражают грозную силу. Взгляд орлиный - проницательный и прямой. Улыбка открытая, быстрая. Весь облик исполнен благородства.

Правда, порой актер не использует всех возможностей роли. Глубокая человеческая драма Скандербега, которому изменил любимый воспитанник, друг, поверенный его мыслей и надежд - Гамза, раскрыта им недостаточно сильно.

Актеру помогают режиссер и оператор. Превосходны портреты Скандербега. Снятые немного снизу, на фоне голубого неба, яркие, величественные, лаконичные, они всегда монтажно сочетаются с общими планами народных масс. Рядом со Скандербегом обычно кто-либо из его сподвижников, часто просто воин с горящим факелом, с мечом, с вымпелом. Этот воин, непременно присутствующий почти на всех крупных планах Скандербега, делает естественными прямые переходы от портретных кадров к планам народных масс. Изобразительное решение портретов Скандерберга обусловлено идеей неразрывного единства народа и героя.

В фильме большое количество персонажей и большое количество актерских удач. Творчеству Юткевича свойственно объединение в стройный ансамбль актеров разных школ и стилей.

Пример такого ансамбля мы видели уже однажды в фильме «Пржевальский», где вместе с русскими актерами играли актеры китайского классического театра. В фильме о Скандербеге участвуют русские, грузинские, армянские и албанские актеры. Они играют людей разных национальностей, культур, классов, характеров, играют подчас в совершенно различных манерах. И все эти образы фильма гармонически сливаются в пестрый, разнохарактерный, но единый в своей устремленности ансамбль.

Такого успеха мог добиться только режиссер-педагог, умеющий раскрыть и полностью использовать творческие возможности каждого актера - и прославленного мастера и молодого дебютанта.

К актерским удачам нужно отнести исполнение роли Паля молодым албанским актером Н. Фрашери. Его глаза полны чувства и мысли. Тонкие переживания скромного, преданного, самоотверженного человека донесены актером с настоящим волнением, с большой правдивостью. Хороша и Б. Имами в роли Доники. Актриса прекрасно двигается, с большим чувством передает нежность влюбленной девушки и ласку жены-соратницы, жены-друга. Слабее удалась роль Мамицы молодой албанской актрисе А. Алибали. С мечом, в шлеме, в сценах героических она, бесспорно, хороша, лирические же сцены проводит несколько скованно, робко.

Молодым албанским актерам пришлось встретиться с лучшими советскими мастерами.

В. Анджапаридзе в роли кормилицы Дафины показала подлинный трагедийный темперамент, тонкое мастерство, покоящееся на лучших традициях романтического грузинского театра. Изображение отчаяния, безысходного горя чрезвычайно трудно на экране, где мельчайший «переигрыш» звучит фальшиво, а актерская холодность приводит к явному неправдоподобию. Анджапаридзе с блестящей техникой и покоряющим чувством сыграла трудные сцены отчаяния над трупом сына и при известии о смерти мужа.

Мягко, вдумчиво и вместе с тем четко обрисовал старейший актер Армении В. Папазян образ султана Мурада. Привлекает внимание зрителей А. Вертинский в роли дожа. Правда, некоторые краски артист повторил из своей прежней роли кардинала («Заговор обреченных»), но ленивая грация движений, напевные интонации, переходящие в молитвенное бормотание, неожиданно прерываемое четкими словами повелений, удались ему превосходно. Отчетливого рисунка добился В. Соловьев в небольшой, но выразительной роли францисканца. С. Закариадзе сыграл грека Лаоникуса умно, сильно, хочется сказать - безжалостно.

Пожалуй, лишь в последней сцене физическая немощь историка показана средствами, близкими натуралистическим.

В большой и сложной роли Гамзы - ревнивого соратника Скандербега, а затем предателя - молодой актер С. Соколовский, бесспорно, хорош. Ему лучше всего удается внешний рисунок роли. Что-то кошачье, осторожное, коварное чувствуется в движениях Гамзы, чьи честолюбие и заносчивость подчеркнуты алым турецким и черным византийским костюмами. В сцене, где сербский деспот Бранкович призывает Гамзу к предательству, режиссер приближает аппарат к самому лицу актера, и мы видим в его глазах борьбу противоречивых, темных чувств.

К сожалению, образ крестьянина-бойца Дина не вполне удался в фильме. Превосходный реалистический актер Б. Тенин, выступавший во всех фильмах Юткевича, на этот раз не нашел ключа к решению образа, сочетающего героические и юмористические краски. Его Дин добр, симпатичен, но недостаточно силен. Это бытовой образ, а драматургия фильма требовала поднять его до уровня легендарного. Вероятно, многое Тенин потерял при окончательном монтаже фильма: по сценарию его роль была гораздо больше, богаче.

В целом, несмотря на некоторую неравноценность актерских удач, исполнительское искусство в фильме на высоком уровне.

Необходимо сказать и об огромной, поистине творческой работе многочисленных кинематографических специалистов. Комбинированные съемки позволили зрителю побывать и в Адрианополе, и в Венеции, полюбоваться видом горного водопада и ни разу не задуматься над тем, «настоящее» ли все это и как это сделано. Выполнение декораций в павильонах и пристроек на натуре, качество костюмов, грима, звучание оркестра и хорошая запись звука, слаженные действия огромного числа статистов в массовых сценах - все это говорит о высокой кинематографической культуре коллектива киностудии «Мосфильм», о творческой взыскательности, организованности и энтузиазме всех многочисленных создателей фильма.

Фильм «Великий воин Албании Скандербег» свободен от недостатков, присущих последним биографическим фильмам, которые изображали героя вне связи с народными массами, искусственно отрывали его от окружающей среды и страдали однообразием характеров, вялостью драматургических композиций, штампованными приемами.

Георгий Скандербег показан как народный герой, в неразрывной связи со своим народом. Это придает образу силу и жизненность, несмотря на отсутствие бытовых, «личных», индивидуальных черт характера. Образ Скандербега - возвышенный, романтический и подлинно народный, живой - выражает сущность жизненных интересов народа, сущность исторической борьбы, и в этом его красота и правда.

Весь строи, весь характер фильма проникнут албанским национальным духом, албанской природой, албанскими обычаями и нравами. Это придает ему неповторимое своеобразие.

Фильм «Великий воин Албании Скандербег» крупное, радостное событие в культурной жизни. Люди всех стран, любящие свободу, уважающие право народов на самоопределение и борющиеся за мир, с волнением и радостью воспримут эту картину.

1953 г.






Скрыть комментарии (0)


Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.


« Вернуться