kinokadry.com

В компании КиноКадроВ!

Ноябрь 22, 2017
От: marina51


Опубликовано: Февраль 2, 2011

Драма любви и долга фильм «Сорок первый» Григория Чухрая

   Романтика гражданской войны продолжает вдохновлять советских художников. Легендарные подвиги красногвардейцев, отстоявших в неравной борьбе завоевания Октября, служили примером для солдат Отечественной войны. Чудесный фильм о Чапаеве вот уже двадцать лет не сходит с нашего экрана. К произведениям Шолохова, Островского, Серафимовича, Вишневского, Гайдара, Лавренева жадно тянется молодежь.

Великую стойкость духа, беззаветную верность идее, дерзкую уверенность в будущем ищет и находит молодежь в образах героев гражданской войны. Пусть маленькая повесть Бориса Лавренева «Сорок первый» уступает другим произведениям в масштабности и исторической точности, - духовную силу человека, сражающегося за революцию, она передает с не меньшей полнотой.

Именно поэтому наши кинематографисты вторично обратились к ней.

Около тридцати лет назад старейший советский кинорежиссер Яков Протазанов экранизировал повесть Лавренева. Образы девушки-партизанки Марютки, комиссара Евсюкова и белогвардейского поручика Говорухи-Отрока в исполнении Ады Войцик, Ивана Штрауха, Ивана Коваль-Самборского много лет волновали советских людей. Суровая критика обвиняла фильм в чрезмерно узком, камерном изображении исторических событий, но древняя истина, что скромность масштабов искупается психологической глубиной, была лишний раз подтверждена долголетием про-тазановского фильма. Подтверждается она и сейчас, когда молодой режиссер Григорий Чухрай, вооруженный новыми выразительными средствами кино - словом, музыкой, цветом, - вступил в соревнование с Протазановым, вновь обратившись к повести Лавренева.

Выбор молодого, впервые выступающего с самостоятельной работой режиссера не случаен. Он знаменует стремление многих наших молодых художников к сильным романтическим характерам, к острым драматическим коллизиям, к психологической глубине. Повесть Лавренева вполне отвечает этим стремлениям. И, кроме того, повесть оказалась удивительно кинематографичной. Сценаристу Г. Колтунову пришлось лишь немного отредактировать и развить диалоги, сократить авторские отступления, несколько подробнее разработать образы эпизодических действующих лиц и усилить мотивы заинтересованности белогвардейцев в жизни поручика Гопорухи-Отрока. Сделал он это умело и тактично. Может быть, смягчая грубость Марюткинского языка, следовало бы избежать и слишком частого повторения ею поговорки «рыбья холера»; может быть, следовало экономнее построить эпизоды в песках, но это частные замечания. Более серьезный вопрос: не стоило ли еще подумать над финалом фильма и даже во имя идейной четкости изменить акценты, поставленные Лавреневым? Но этот вопрос, скорее, к режиссеру.

Режиссура Григория Чухрая отмечена несомненным талантом. Прямое влияние на него Михаила Ромма, в чьей творческой мастерской молодой режиссер осуществлял свою первую постановку, и, в частности, фильма «Тринадцать», близкого по теме и материалу, неудивительно. Важно, что в художественной манере Чухрая сквозь все влияния просвечивает яркая индивидуальность. Она - в стремлении к романтике, к острым столкновениям трагического и смешного, лирического и грубоватого. Она - в стремлении к сильным эффектам, к резким контрастам, к патетическим интонациям. Она - в стремлении к красоте.

Бесспорно, творческая манера Чухрая вырабатывалась в содружестве с оператором С. Урусевским и во многом определена этим превосходным и своеобразным мастером. Урусевский не пытается, подобно многим нашим операторам, избегать ярких, заметных кадров, спокойно и объективно, «под кинохронику» фиксировать действие. Его композиции часто бывают остры и даже причудливы, его портреты эмоциональны, его пейзажи одухотворенны. Природа в фильмах Урусевского - не инертное место действия, а соучастница человеческих дел и страстей. Поэтому не давящее однообразие пустыни, в которой гибнет отряд Евсюкова. и не безжалостные волны «скучного Арала», окружившего и не отпускающего двух любящих и враждующих людей, живописует Урусевский. Через пейзажи с грозными облаками, с изрезанными ветром барханами, с сокрушительными громадами волн он передает бури человеческих чувств, достигая высокого драматизма.

Романтическая манера Урусевского и Чухрая вполне соответствует стилистике повести Лавренева и глубоко воздействует на зрителя. Однако нужно сказать, что подчас в изобразительной трактовке фильма красота становится красивостью, а чувство - чувствительностью. Так, чрезмерна красивость украинских пейзажей в грезах уснувшего часового; так, слишком уж многочисленны отлично снятые волны. Улыбку вызывает и то странное обстоятельство, что преувеличенный кинематографический вихрь дует в двух соседних начальных кадрах фильма сначала в лицо, а затем в спину людей, идущих все в одном направлении. Однако не эти просчеты решают дело. Изобразительное решение фильма глубоко эмоционально и своеобразно.

Чутким художником показал себя Чухрай и в работе с актерами. Он нашел запоминающиеся черточки и детали для характеристики эпизодических персонажей: лихие ухватки матроса, скорбные глаза бойца-казаха, толкующего о судьбе бедняков, мечтательные глаза и мягкие интонации украинца - все это делает отряд Евсюкова не безликой группой второстепенных персонажей, а подлинными людьми, разными, несхожими между собой, но спаянными общей бедой, общей целью, общей героикой. Хорош и сам Евсюков в исполнении Николая Крючкова: простой, малограмотный человек, грубый по внешности, но с трепетным сердцем и непоколебимой верой в революцию.

Каждая новая роль Олега Стриженова все больше раскрывает дарование молодого актера. Сложная и горькая жизнь лепила характер поручика Говорухи-Отрока. Презрение к опасности и к людям, душевная теплота, пробивающаяся сквозь цинизм и озлобленность, барская изнеженность и солдатская закаленность- все эти противоречивые качества Стриженов играет отчетливо и тонко.

Изольда Извицкая успешно преодолевает большие трудности роли девушки-партизанки. Ее характер тоже строится на контрастах: внешняя грубость-и девичья чистота, малограмотность - и житейская мудрость, суровость - и нежность. Извицкая и Стриженов прекрасно играют напряженный дуэт, в котором растущая любовь не сближает, а отталкивает двух молодых людей, столь непоправимо разных по мироощущению, языку, убеждениям и стремлениям. Влюбленность, сближение, счастье, откровенность, ссора, примирение и трагический финал - все перипетии обычной и необычайной, счастливой и несчастной любви Марютки к своему непримиримому врагу - сыграны молодыми актерами с настоящим чувством и хорошим мастерством.

И только самый финал вызывает возражения, несмотря на то, что сделан он близко к Лавреневу. Выстрел Марютки по возлюбленному, убегающему к приближающимся белогвардейцам, ее внезапное трагическое возвращение из мира идиллической любви в скорбный, кровавый и все-таки прекрасный мир борьбы за революцию - не случайность, а закономерное и единственно возможное завершение образа Марютки. Этот трагический выстрел - знамение того, что класс Марютки победит в исторической схватке с классом синеглазого поручика. Поэтому Лавренев, полушутливо «слагая с себя ответственность за развязку», не показал неминуемой гибели Марютки от рук белогвардейцев, свидетелей ее выстрела. Но он оставил свою героиню беспомощно рыдающей над трупом возлюбленного.

Верно ли это? Не правильнее ли было бы оборвать фильм на Марютке, свершившей веление своего революционного долга, пускай окаменевшей от горя, но не унижающей себя раскаянием?

Финал фильма освобожден от ужасных натуралистических деталей, так досадно портивших финал повести. Нужно было еще смелее переосмыслить этот финал, чтобы суровая, трагическая, но прекрасная победа революционного долга над любовью была еще возвышенней и очевидней.

Должно быть, можно сделать фильму еще кой-какие упреки. Возможно, что кто-либо оспорит замечания, сделанные мною. Бесспорно лишь то, что талантливый кинематографический рассказ о героике гражданской войны, созданный молодыми художниками, своевременен и полезен. Он - успех в нашей борьбе против серости, стандартности в искусстве.

1956 г.






Скрыть комментарии (0)


Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.


« Вернуться